Технологическая карта
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения
планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты
позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС
второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из
технических, точных производств.
Технологическая
карта – форма технологической документации, в которой описан весь
процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия,
квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока
– современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и
обучающихся.
Технологическая карта предназначена для
проектирования учебного процесса
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные
изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую
ключевую компетенцию, как умение учиться.
В широком значении термин “универсальные учебные
действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком
(собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают
самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые
подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Сегодня необходимо понять, как формировать
универсальные учебные действия у учащихся на уроках.
Что дает
использование…
Моделирование и проведение урока с использованием
технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя
давно.
Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в
обучении.
На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые
действия учеников.
Технологическую карту урока можно рассматривать как
продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.
Параметры карты.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели,
содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает
его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не
позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает
возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на
каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Технологическая карта позволит
учителю:
Параметры урока:
Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать
характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется
организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои
способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую
деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Технологическая карта
урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и
обучающихся.
Исходя из данного определения, можно
выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
В структуре технологической карты урока необходимо
предусмотреть следующие возможности:
Возможности технологической
карты:
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания
себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Этапы работы над технологической
картой:
Данный материал может быть использован учителями
начальной школы, работающим по разным УМК.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников
информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не
существует. Свой выбор остановили на такой технологической карте урока.
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
Организует рефлексию
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотнеся цель и результаты, степень их соответствия
Коммуникативные: умение с остаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности Организационный момент |
Включение в деловой ритм урока Устное сообщение учителя |
Подготовка класса к работе |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целепологание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Выявляет уровень знания. Определяем типичные недостатки. |
Выполняют задание, требующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объекта с целью выявления признаков. |
3. Постановка учебной задачи |
Активизирует знание учащихся Создаёт проблемную ситуацию |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; Познавательные - общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование; Логические: решение проблемы, построение логической цели, рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: Общеучебные – умение структурировать задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.; Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организует деятельность по применению новых знаний |
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку пошагово сравнения с эталоном. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопредление |
Некоторые изображения взяты из открытых источников сети Интернет. Сайт не претендует на авторство данных материалов.
Уважаемые гости!
Рада приветствовать вас на страницах сайта.
Буду рада увидеть Ваш комментарий на гостевой странице!
Гостевая страница
мизуки (Tuesday, 09 April 2024 21:09)
спасибобольшое
Яна (Tuesday, 27 February 2024 14:21)
На фотографии интерьера усадьбы "Спасское-Лутовиново" видны высокие потолки, роскошные ковры, драгоценные антикварные предметы и массивная мебель.
Ррвррврввррв (Monday, 19 February 2024 14:24)
Ововоаовоовтк
арина (Tuesday, 06 February 2024 17:44)
холм полого сбегал к небольшой речонке, пойма которой была заболочена и густо поросла тростником
Алина (Saturday, 03 February 2024 16:56)
Наш класс отправился на экскурсию чтобы посмотреть на красоту природы
.к (Tuesday, 30 January 2024 18:04)
Возвышалась на нём куча цветных ниток для вышивания и лежала мамина аккуратная подушечка с иголками и булавками
Алина (Tuesday, 23 January 2024 10:34)
Мой дед однажды сказал мне, что люди делятся на тех, кто работает, и тех, кто ставит себе в заслугу результаты этой работы.
Дали (Tuesday, 23 January 2024 05:35)
Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга и Волги пышные берега, и Волги радостные воды-все мило мне
Схема (Wednesday, 17 January 2024 05:30)
Всё что писал А.Грин было исполнено веры именно в силу в возможности человека
Лес окрасился в жëлтые,красные,золотистые цвета. (Thursday, 21 December 2023 13:44)
Лес окрасился в жëлтые,красные,золотистые цвета.
про (Monday, 11 December 2023 10:28)
Если бы ты знала, как я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!
Понатччтс (Monday, 27 November 2023 16:37)
Вскоре с деревьев и с кустарников осыпались разноцветные листья, и садоводы стали зарывать в землю и укрывать виноградные лозы
Кггешк (Sunday, 19 November 2023 18:01)
Там рядом с огуречными грядками отец присел на корточки
Jabds (Wednesday, 08 November 2023 09:29)
В своём обращении к молодёжи Нурсултан абишевич Назарбаев сказал окончив медицинский институт выпускной ещё не становится врачом закончив Политехнический ВУЗ выпускник ещё не инженер ему придётся доказать что он является специалистом
Миляуша (Thursday, 17 November 2022 10:48)
))
Сша (Wednesday, 27 April 2022 13:32)
самый лучшый сайт!
Герасимова М.А (Wednesday, 27 January 2021 18:54)
Уважаемая Марина Анатольевна,посетила ваш сайт.Очень много интересного и полезного.Спасибо!
Мария (Friday, 23 October 2020 12:44)
Содержание деятельности по классному руководству http://obrpravo.ru/pedagogam/soderzhanie-deyatel-nosti-po-klassnomu-rukovodstvu Все про воспитательные функции в рамках классного руководства
Татьяна (Tuesday, 02 June 2020 06:03)
Здравствуйте, уважаемая Марина Анатольевна! К Вам, как очень творческому учителю, обращается один из авторов внеурочных программ "Служу Отечеству пером", «В жизни всегда есть место подвигу», заместитель главного редактора всероссийского журнала "Добрята". Познакомьтесь, пожалуйста, с нашей деятельностью (сайт dobryata.ru - раздел "Внеурочные программы", ВКонтакте - группа "Добрята России". Если Вам понравится наша деятельность и Вы готовы к сотрудничеству - мой контактный телефон 8-953-918-03-06 ватсап. Всего доброго Вам! Татьяна Владимировна.
Ксения Рязанова (Wednesday, 29 January 2020 16:58)
Была на этом сайте
Ольга Викторовна Максимова (Tuesday, 28 January 2020 09:20)
Марина Анатольевна, сайт ОТЛИЧНЕЙШИЙ! Огромное спасибо за полезную и интересную информацию.
Ирина Александровна (Monday, 27 January 2020 10:43)
Очень понравился сайт. Многое взяла для работы. Спасибо!
Наталья Анатольевна (Monday, 27 January 2020 09:29)
Марина Анатольевна, спасибо Вам за Ваш сайт. Нашла для себя много интересной и полезной информации. Отдельное спасибо за разработки уроков.
Шалунова Татьяна (Saturday, 25 January 2020 19:18)
Отличный сайт! Много интересного. Пригодится в работе. Успехов !
Иван Цымбал (Wednesday, 22 January 2020 14:53)
я посешял этот сайт!
Высшая школа делового администрирования (Friday, 24 March 2017 15:18)
Добрый день!
Для нас большая честь пригласить Вас принять участие во Всероссийском конкурсе "Лучший сайт педагога"
Регламент https://s-ba.ru/page/1069928
Каталог сайтов педагогов участвующих в конкурсе https://s-ba.ru/page/1074571
Прием заявок: с 15 февраля по 15 апреля 2017 года включительно.
Дата окончания конкурса (подведение итогов) — 17 апреля 2017 года.
Голосование Интернет-сообщества за лучший сайт педагога
Ссылка на голосование: https://vk.cc/6lP866
Привлекайте своих друзей, знакомых и учеников к голосованию за Ваш сайт (результаты голосования не учитываются в работе жюри).
По итогам голосования - "Диплом победителя Интернет-сообщества"
С уважением,
Высшая школа делового администрирования
info@s-ba.ru
Татьяна Алексеевна (Tuesday, 06 December 2016 17:04)
Замечательный сайт, Марина Анатольевна! Очень хорошая и полезная информация. Прекрасное оформление.Спасибо и творческих успехов!
Светлана Владимировна (Sunday, 31 January 2016 00:04)
Отличный сайт у вас , Марина Анатольевна! Очень много полезной информации. Оформление хорошее. Успехов Вам!